Фото: Игорь Иванко /Коммерсантъ
Деревня Мартыш в Татарстане, известная еще с XVII века, оказалась в санитарной зоне разросшегося Нижнекамского промышленного узла. Около сорока действующих предприятий привели к сильному загрязнению земель, речки Мартышки и родников, откуда местное население брало воду для питья. В 2008 году жители стали жаловаться на отравление реки химикатами. Результаты исследований показали превышение содержания в воде и воздухе опасных веществ.
— В воздухе было зафиксировано превышение формальдегида в 4,5 раза, фенола — в 2,7 раза, этилбензола — в 22 раза, ацетона — в 1,4 раза. Превышение нормативов было выявлено и в самой речке: по аммонии иону — в 3 раза, нитритам — в 1,5 раза, фенолам — в 6 раз, формальдегиду — в 1,4 раза, — сообщает «Ъ».
В почвах были обнаружены нефтепродукты и толуол. Интересно, что специальная комиссия не смогла определить источник загрязнения водных объектов. А, значит, и привлечь к ответственности некого. Специалисты определили границы санитарно-защитной зоны Нижнекамского промузла, куда вошла и деревня Мартыш. В результате всех жителей расселили. К данному моменту населенный пункт опустел, и в нём никто не проживает.
Комитет Госсовета Татарстана по госстроительству уже одобрил проект закона об упразднении деревни. Депутаты обеспокоены тем, нет ли угрозы для других населенных пунктов. А также отмечают, что необходимо найти источник загрязнения.
— Вы сказали “источник загрязнения не определен” — звучит как-то очень странно. Неужели ничего невозможно сделать? Даже если переселили, все равно надо источник искать, — заявила замруководителя фракции «Единая Россия» в Госсовете Татарстана Римма Ратникова.
Римму Ратникову поддержал глава фракции КПРФ и зампредседателя комитета Хафиз Миргалимов.
— Так что вы плохо искали, откуда загрязнение. Есть же экологические экспертизы Главное, решение приняли — взять и переселить. А источник где? — возмутился Хафиз Миргалимов.
Специалисты заверили, что земли были рекультивированы, и на них даже что-то растет. Например, картошка весом по килограмму. Глава исполкома Тукаевского района, где расположена деревня, Айрат Хабибуллин испугался, что эта территория может быть новым Чернобылем.
— Надеюсь, это не Чернобыль? – поинтересовался Айрат Хабибуллин.
Однако другие участники дискуссии заверили, что это не Чернобыль. А другие села и деревни не вошли в границы санитарно-защитной зоны, поэтому им ничего не угрожает. Кроме того, с момента сильного загрязнения прошло 15-20 лет, а сейчас промышленные предприятия следят за экологической обстановкой вокруг себя.